Вероучение

О БИБЛИИ
Мы веруем, что Библия, книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов канонические, — является Словом Божиим, написанным по вдохновению Духа Святого и состоит из 39 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета.
Библия — совершенное откровение Бога роду человеческому – является истинным источником богопознания. Она открывает волю Божию, содержит заповеди Божии, законы и пророчества и указывает путь к спасению. Библия открывает истину, возвещает о Божьей любви и вечной жизни во Христе Иисусе. Священное писание является источником христианской веры и духовным руководством для верующих.

О БОГЕ
Мы веруем в единого, живого, истинного Бога. Мы веруем в Безначального, Премудрого, Вездесущего, Всеведущего и Всемогущего Бога. Мы веруем в Бога Творца, сотворившего небо и землю и все наполняющее их. Мы веруем, что Бог есть Дух, и как Дух Он невидим для людей. Однако “невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы” (Рим. 1,20). Мы веруем, что Бог совершен, праведен и свят. Бог милосерд, справедлив и сострадателен.
Мы веруем, что «Бог есть любовь», и эта любовь явлена человечеству в Иисусе Христе.

О ТРИЕДИНСТВЕ БОГА
Мы веруем в триединого, единосущного Бога Отца, Сына и Святого Духа.
Бог Отец. Бог Сын — Иисус Христос. Бог Дух Святой.
Мы веруем, что каждый рожденный свыше человек имеет в себе Отца, Сына и Духа Святого.

ОБ ИИСУСЕ ХРИСТЕ
Мы веруем, что Иисус Христос есть Сын Божий, от вечности сущий Бог. Христос всеведущий, вездесущий, святой, непричастный злу.
Мы веруем, что Бог от вечности предопределил Своего единородного Сына Иисуса Христа как жертву умилостивления для искупления и спасения рода человеческого.
Иисус Христос зачат от Духа Святого, родился от девы Марии, соединив в Себе божественное естество с человеческим. Мы веруем, что Иисус Христос есть единый посредник между Богом и человеком. Мы веруем, что «Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был и что воскрес в третий день, по Писанию» (1 Кор. 15:3-4). Христос «предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4:25). Он является Победитель над диаволом, адом и смертью. Он смертью лишил «силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр. 2:14-15).
Мы веруем, что Христос есть обетованный Помазанник Божий — Мессия и единственный Спаситель мира, «Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи» (Мф. 9:6).
Мы веруем, что воскресший Иисус Христос вознесся на небо, воссел одесную Бога и сделался Ходатаем за нас перед Отцом Небесным и Первосвященником будущих благ.
Мы веруем, что воскресший, вознесшийся и прославленный Иисус Христос является Основателем и Главою Церкви.
Мы веруем, что Иисус Христос снова придет в силе и славе судить живых и мертвых.

О ДУХЕ СВЯТОМ
Мы веруем, что Дух Святой обладает всеми божественными свойствами, а именно: всемогуществом, всеведением, вездесущностью, святостью.
Дух Святой от вечности совершает деяния Божии.
Дух Святой вдохновлял пророков и апостолов.
Мы веруем, что Дух Святой был ниспослан в день Пятидесятницы для свидетельства о Христе, для прославления Его и для созидания Церкви.
Дух Святой обличает мир о грехе, о правде и о суде, возрождает уверовавшего человека, живет в нем и содействует его духовному росту.
Мы веруем, что Дух Святой учит, руководит, наставляет, обличает, ободряет и утешает верующих.
Мы веруем, что Дух Святой неоднократно исполняет собой возрожденного человека и дарует ему силу для святой жизни и для свидетельства об Иисусе Христе.
Дух Святой дарует детям Божии способность приносить плод.
Дух Святой подкрепляет нас в немощах наших и ходатайствует о нас.
Мы веруем, что Дух Святой наделяет верующих благодатными дарами для служения в Церкви: даром проповеди Евангелия, духовного воспитания, вспоможения, единства во Христе и другими.

О ЧЕЛОВЕКЕ
Мы веруем, что человек сотворен Богом безгрешным по образу и подобию Его. Человек сотворен триединым. Он имеет дух, душу и тело. Бог дал человеку мудрость и власть для обладания окружающим миром. Бог сотворил человека со свободной волей, так что он сам может сделать выбор между добром и злом.
Человек нарушил повеления Бога и впал в грех. Через грехопадение Адама все человечество унаследовало грех и смерть.
Мы веруем, что наше искупление совершено на Голгофском кресте через добровольную жертву Иисуса Христа за наши грехи. Во Христе Бог предлагает человеку спасение даром. От человека зависит принять верою предлагаемое спасение и жизнь вечную или отвергнуть.
Мы веруем, что для обращения грешника к Богу необходима вера, которая дается человеку через действие Духа Святого и слышание Слова Божия. Вера ведет человека к покаянию, обращению от мертвых дел и спасению во Христе Иисусе. Вера побуждает человека доверять Господу и быть послушным Ему. Исповедание Иисуса Христа Господом и Спасителем является подтверждением истинной веры.

ПОКАЯНИЕ, ОБРАЩЕНИЕ, ВОЗРОЖДЕНИЕ И ОПРАВДАНИЕ
Мы веруем, что покаяние дается Богом людям по благодати. Покаяние и обращение включают в себя сокрушение о грехе, исповедание перед Господом и оставление греха, принятие Иисуса Христа своим личным Спасителем.
Мы веруем, что следствием обращения и принятия Иисуса Христа спасителем является рождение свыше от Духа Святого и Слова Божия как необходимое условие усыновления и вхождения в Царство Божие. Через рождение свыше человек становится дитем Божиим, причастником Божественного естества и храмом Духа Святого.
Истинными признаками возрождения является полная перемена жизни, ненависть ко греху, любовь к Господу и к Церкви, и жажда общения с Ним, стремление к уподоблению Христу и исполнению воли Божией. Рожденные свыше имеют в себе свидетельство от Духа Святого, что они дети Божии и наследники вечной жизни.
Мы веруем, что оправдание изменяет положение уверовавшего человека перед Богом, освобождает его от сознания виновности и страха осуждения за грех, так как Христос принял на себя всю нашу вину и наказание за грех. Последствие оправдания является освобождение от вечного осуждения и гнева Божия, облачения в праведность Христа, получение мира с Богом, обладание славным наследием со Христом.

ОСВЯЩЕНИЕ
Мы веруем, что без святости никто не может увидеть Господа. Освящение является следствием оправдания грешников через Иисуса Христа. Христианин нуждается в постоянном освящении в течение всей жизни. Освящение есть отделение от греха, посвящение Богу и преображение в образ Иисуса Христа.
Освящение осуществляется Богом с участием верующего человека. К Божественной стороне относится действие Бога через жертву Иисуса Христа, Его Слова и Духа Святого. К участию человека относится:
— вера в Иисуса Христа как Спасителя
— исследование Священного Писания
— доверие Господу во всех обстоятельствах жизни
— святое хождение пред Богом

МОЛИТВА
Молитва есть средство общения человека с Богом. В молитве мы открываем свои желания Богу, Который силен исполнять наши прошения, ибо Он обещал отвечать на молитвы взывающих к Нему. Мы должны молиться не только о себе, но и о всех людях: о церкви, о служителях, об успехе распространения Евангелия, о всех святых, о родных, о страждущих, больных, о наших друзьях и недругах. Дети Божии призваны всегда и за все благодарить Господа потому, что все Его намерения служат во благо верующему. Мы веруем, что Бог слышит молитвы, возносимые по воле Его, и исполняет их.
Молитвы могут сопровождаться постами. В Ветхом Завете посты совершались при общественных бедствиях и судах Божиих. Молитва с постом также совершается при переживаниях и скорбях, при избрании служителей церкви и других обстоятельствах. Иисус Христос учил, чтобы во все время поста люди не были унылыми как лицемеры. Пост заключается не только в воздержании от принятия пищи и пребывания в молитве, но и в разрешении «оков неправды» и в приведении своих отношений с людьми в должное состояние.

ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА
Мы веруем, что Иисус Христос создал Церковь. Со дня Пятидесятницы существуют Вселенская (невидимая), поместная и домашняя церкви. Вселенская Церковь Христа состоит из искупленных Кровию Христа людей из всякого колена, языка, народа и племени, находящихся на небесах и на земле. Вселенская церковь именуется:
— Телом Христа
— Невестой Христа
— Домом духовным, или храмом Божиим
— Паствой Христа
Мы веруем, что все уверовавшие во Христа и рожденные свыше крещены (погружены) Духом Святым в Тело Христово и являются членами Церкви Христовой.
Мы веруем, что по окончании периода благодати Церковь Христова будет восхищена с земли в сретение Господу на воздухе, чтобы там разделить с Ним вечную славу.
От Церкви отлучаются отпавшие от Христа, те, кто связан на земле решением поместной церкви, согласно Священного Писания.
Принадлежность к Вселенской Церкви не освобождает от необходимости вступления в поместную церковь. Поместная церковь есть собрание возрожденных душ, соединенных одной верою (одним исповеданием), одной любовью и надеждою, добровольно объединившихся для совместного служения Господу и удовлетворения своих духовных нужд. Задачами поместной церкви являются:
— проповедь Евангелия
— воспитание верующих для достижения святости, христианского благочестия и соблюдения в жизни повелений Христа
— умножение христианской любви и укрепление единства верующих согласно Первосвященнической молитве Господа.
Условием для вступления в члены поместной церкви является вера, покаяние и возрождение. Об этом человек свидетельствует пред Богом и церковью через устное исповедание, личную жизнь и водное крещение. Верующий человек становится членом поместной церкви после принятия крещения по вере.
Для сохранения церковного благочиния имеются меры церковного воздействия: увещание, замечание, и отлучение. Отлучение от поместной церкви может быть в случае:
— отпадения от веры в Бога
— уклонения в ересь
— грехопадения

УСТРОЙСТВО ПОМЕСТНОЙ ЦЕРКВИ
Каждая поместная церковь принадлежит Богу. По воле Божией церковь имеет устройство и определенный порядок.
Господь поставляет служителей через призвание и избрание церковью. Право избрания принадлежит церкви. Пресвитеры обязаны пасти церковь Господа:
— наставлять членов церкви в здравом учении
— поддерживать слабых
— обличать противящихся
Диаконы призваны помогать пресвитерам в их служении. В церквах могут быть диаконисы и другие избираемые служители.
Пресвитеры, диаконы и другие избранные служители участвуют в обсуждении и решении духовных вопросов.
Служители церкви могут получать от нее содержание.

О РУКОПОЛОЖЕНИИ СЛУЖИТЕЛЕЙ
Пресвитеры, диаконы и другие служители, избранные церковью, должны соответствовать требования Священного Писания и посвящаться на служение посредством возложения рук вышестоящих служителей. Рукоположение теряет силу при совершении служителем греха, влекущего за собой отлучение от церкви.
Служители наравне с другими членами церкви подлежат церковному взысканию, однако с участием вышестоящих служителей

ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ ЦЕРКВИ
Члены церкви должны сохранять послушание и верность Господу, жить между собою в мире и во взаимной любви. Каждый член церкви должен повиноваться служителям, оказывать им честь, молиться о них, и сохранять единство церкви. Члены церкви должны принимать ревностное участие в жизни церкви и в материальном служении. Каждый член церкви призван посещать богослужебные собрания и достойно участвовать в Вечере Господней.

О ВОДНОМ КРЕЩЕНИИ
Мы веруем, что водное крещение по вере есть исполнении заповеди Иисуса Христа о Церкви, свидетельство веры и послушания Господу; оно является торжественным обещанием Богу доброй совести.
Водное крещение по Слову Божию совершается над теми, кто уверовал в Иисуса как в своего личного Спасителя и пережил рождение свыше. Крещение совершается служителями через единократное погружение в воду во имя Отца и Сына и Святого Духа. Крещение уверовавшего символизирует его смерть, погребение и воскресение со Христом. При совершении крещения служитель задает вопросы крещаемому: «Веришь ли, что Иисус Христос есть Сын Божий? Обещаешь ли служить Богу в доброй совести?» После утвердительного ответа крещаемого он говорит: «По вере твоей крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа». Слово «Аминь» крещаемый произносит вместе со служителем.
После крещения служители совершают молитву над крещеными и хлебопреломление.

О ВЕЧЕРЕ ГОСПОДНЕЙ
Мы веруем, что Вечеря Господня (Хлебопреломление) есть заповедь Иисуса Христа для воспоминания и возвещения Его страданий и смерти на кресте. Вечеря Господня (Хлебопреломление) выражает наше единение со Христом и друг с другом. Хлеб и вино указывают на Тело и Кровь Иисуса Христа. Вечеря Господня будет совершаться в Церкви «доколе Он придет». В Хлебопреломлении участвуют члены церкви, находящиеся в мире с Господом и церковью.

О ВОСКРЕСНОМ ДНЕ
Мы веруем, что первый день недели был днем, в который Иисус Христос воскрес для оправдания нашего. Этот день, будучи днем воскресения Христа из мертвых, возвещает о славном торжестве нашего Искупителя и является великим праздником для христиан. Первое и второе общения воскресшего Христа с учениками произошло в первый день недели. Сошествие Духа Святого также совершилось в первый день недели. В день воскресный апостол Иоанн был в духе и получил от Бога откровение. Первый день недели связан с Церковью и небом. Он является чудесным доказательством вечного принятия Церкви Богом и указывает на то, что Он сделал для нас. Воскресный день как день Господний должен быть днем святого труда для Господа, днем, посвященным изучению Слова Божия, пребыванию в молитве, участию в богослужениях и проявлению христианской любви в делах милосердия

О БРАКЕ И СЕМЬЕ
Мы веруем, что брак установлен Богом. Брак есть союз между мужчиной и женщиной для взаимной помощи и поддержки, для продолжения рода человеческого и для совместного прохождения жизненного пути в любви и согласии, доколе смерть не разлучит их. На основании священного Писания мужчина может иметь только одну жену, а женщина — одного мужа. В случае смерти одного из супругов Слово Божие не запрещает оставшемуся в живых вступить в брак, но только в Господе.
Мы признаем, что развод не позволителен. Однако в случае прелюбодеяния или злоумышленного оставления семьи одним из супругов развод и вступление в брак невинной стороны может допускаться согласно Слову Божию.
Брак, будучи Божиим установлением и гражданским актом, оформляется по законам страны, а в церкви получает благословение через наставление в Слове Божием и молитву.
Мы веруем, что дети в семье являются драгоценным даром Божиим — Пс. 126:3. Родители несут ответственность за духовное воспитание своих детей.

О ВТОРОМ ПРИШЕСТВИИ ИИСУСА ХРИСТА И О СУДЕ
Мы веруем во второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа в силе и славе. Второму пришествию Иисуса Христа должно предшествовать воскресение умерших во Христе и изменение верных, оставшихся в живых, невидимое для мира восхищение Церкви и встреча ее со Христом в облаках. Мы веруем в судилище Христово для спасенных.
Мы также веруем в воскрешение всех умерших и в праведный суд Божий перед Великим белым престолом. После суда Великого белого престола наступит вечность; для одних она будет блаженной со Христом, для других вечными мучениями.

ОТНОШЕНИЕ К ГОСУДАРСТВУ
Мы веруем, что власти установлены Богом. Христианин должен быть примерным гражданином своего отечества, он призван повиноваться власти «не только из страха наказания, но и по совести». Как граждане своей страны христиане призваны «отдавать всякому должное», то есть исполнять законы государства. Христиане обязаны посредством благочестивой жизни и молитвы бороться со всяким злом в жизни общества, содействуя торжеству добра, свободы, справедливости, мира для всех людей.
Мы призваны молиться о правительстве, чтобы употребление вверенной ему власти сохранило мир и правосудие.
Мы веруем, что Церковь Христова не от мира сего. Церковь, признавая своим Главой Христа, по своему существу не может находиться под владычеством светской власти; тем более она не может сама иметь светскую власть и не может действовать в ее духе и ее методами. Отделение церкви от государства отвечает принципам Евангелия. Мы считаем недопустимым какое-либо человеческое вмешательство в каноническое исполнение обязанностей нашей христианской веры, в наше отношение к Богу. Церковь в своей канонической деятельности по отношению к государству руководствуется словами Христа: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

Вероучение было принято на 43 съезде ВСЕХБ в 1985 году
в качестве вспомогательного материала для духовного воспитания верующих.
Опубликовано в журнале «Братский Вестник» №2, 1992 г.
 

Подробное вероучение со ссылками на места Писания
смотрите на сайте Отдела богословия и катехизации РС ЕХБ