Нет такого места на земле, где бы грех осуждения не процветал. Он пронизывает все сферы жизни: быт, политику, науку, искусство, образование, бизнес. В России осуждение и связанное с ним сквернословие настолько въелись в плоть и кровь народа, что Государственная Дума приняла законы по их искоренению. Только неисправимые оптимисты могут поверить в успех этой акции. Еще в середине 17 века секретарь германского посла в России Адам Олеарий писал о русских людях: «У них постоянно на языке… матерные и сквернословные брани и выражения, которыми бранятся не одни только взрослые и старые люди, но и малые дети, знающие эти слова прежде, чем они узнают названия Бога, отца и матери, и такая срамная брань одинаково употребляется, как родителями против детей, так и детьми против родителей». Если прежним поколениям не удалось искоренить брань, как удастся это сделать нашему?
Судить — это выносить либо в сердце, либо принародно резкие, порицающие суждения о нравственных качествах, действиях и мотивах людей. Этот грех никак не стареет. «Осуждение молодых – необходимое условие существование стариков. Оно разгоняет кровь и способствует выделению желчи», — язвительно писала более ста лет назад американская писательница Л.Смит. Благодаря электронным СМИ грех осуждения распространяется подобно степному пожару, пожирая огнем ненависти даже христианские блоги. При чтении их ужасаешься, какую горькую воду могут извергать сладкие христианские уста! Кто-то не угодил, кто-то попался под горячую руку – мы мгновенно выносим ему приговор: «Ты – бестолочь!». Если кто-то высказывается в наш адрес неудачно или зло, то и он заполучит увесистый камень осуждения в ответ. Судить — значит сеять смерть отношениям.
Распространенность греха показывает, что к нему у людей самое легкомысленное отношение, хотя он неминуемо приведет человека на Божий суд. Христос же учил:
«Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены…» (Лук.6:37)
Почему осуждение других подлежит суду?
1. Осуждение попирает наивысшую заповедь любви.
Кто-то сказал: «Когда ты судишь людей, у тебя нет времени любить». Христианин без любви — низко падший человек с трагичной участью: «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься». (Откр.2:4,5). Любовь является сердцем церкви, и если это сердце остановилось, какой бы деятельной, успешной, ортодоксальной, красивой церковь не была ранее, в настоящем она представляет из себя труп, которому предопределено испортиться до неузнаваемости. Утратить любовь — значит утратить жизнь!
Христиане должны быть похожими на врачей, которые самоотверженно спасают пострадавших в аварии и не судят их за нарушение ПДД. Израненные грехом люди нуждаются больше в любви, чем в едкой, разрушительной критике. Увы, ломать не строить — душа не болит! На «слом» личности не требуется много времени и ума, а вот на ее созидание требуется и то и другое.
Однажды фарисей Симон, увидев плачущую грешницу у ног Иисуса, порицал в своем сердце пророческое дарование Христа: «…если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница» (Лук.7:39). Но Господь слышал мысли так же хорошо как и слова. «И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит» (Лук.7:44-47).
Фарисей полагал, что грешников нужно всячески сторониться и недвусмысленно показывать, что они недостойны доброго отношения. У Христа было иное мнение на этот счет: людей нужно любить и спасать. Не позволяйте осуждению уничтожить вашу любовь!
2. Осуждение уводит от Христа
Господь сказал: «Я пришел не судить мир, но спасти мир» (Иоан.12:47). Когда разгневанные апостолы Иаков и Иоанн предложили Христу спалить селение не принявших их самарян, Господь «запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лук.9:55,56). Ученики не понимали тогда — губить людей не путь Христа и если они осуждали людей, духовно им было не по пути с Ним. А остаться без Христа — самое великое бедствие!
Осуждение других было нередким грехом святых. Как только Иаков и Иоанн захотели забронировать место на небесах по правую и левую сторону от Иисуса, их самые близкие друзья не замедлили их осудить: «Вы что, лучше нас? И мы хотели бы сидеть по правую и левую сторону от Христа!» Стоило апостолу Петру возвратиться в Иерусалим из Кесари Филипповой с посещения капитана италийского полка Корнилия, как тут же иудеи принялись упрекать его за трапезу с язычниками. Коринфяне осуждали Павла за строгость в посланиях и мягкотелость в личном общении. Просмотрите беглым взглядом свое житье-бытье, и вы обнаружите десятки примеров безосновательного осуждения ближних и дальних.
Стоит задуматься над ужасным феноменом осуждения: сатана, кто натворил нам неисчислимое количество неприятностей и бед, кто ненавидит нас лютой ненавистью, кто губит наших родителей, супругов, детей, и всячески ищет погубить нас, не удостаивается практически слов осуждения, зато его жертвы чаще всего слышат от нас гневные тирады! Если нам запрещено осуждать сатану, ни тем ли более человека (Иуд.1:9)?
Не позволяйте осуждению уничтожить ваше общение со Христом!
3 . Осуждение умножает грех
Как беда не приходить одна так и осуждение одно не приходит. Оно непременно прихватит с собой демонов в семь раз злейших себя. Первый из них лицемерие — наиболее часто осуждаемый Господом грех. Нередко мы осуждаем других в том, в чем запачканы сами с головы до ног. Фарисеи, желавшие вершить смертную расправу над блудницей, оказались лицемерами. Когда Иисус позволил самым чистым из них первыми бросить в женщину камни, никто не посмел поднять камень. Совесть некстати напомнила им о свершенных грехах (Иоан. 8:1-11).
Второй грех, привлекаемый осуждением — невежество. Мудрый язычник Лао-Цзы советовал: «Никогда не осуждайте человека, пока не пройдете долгий путь в его ботинках». Это как раз и игнорируется самозваными судьями. Понять ситуацию, в которой человек оказался и согрешил, избавляет и от невежества и осуждения. В 22 главе книги Иисуса Навина рассказывается о чуть было не вспыхнувшей гражданской войне в Израиле из-за жертвенника, установленного коленом Манасии в Заиорданье. Людям показалось, что там открывается еще один центр поклонения Иегове, и нации грозит разделение. Объяснение старейшин Манасии сняло возникшее подозрение и возмущение улеглось. Прежде чем судить, необходимо узнать о всех обстоятельствах дела, а узнать, значит понять, а понять значит простить.
Осуждение всегда сопровождается и третьим грехом — превозношением. Кто судит, тот говорит свысока, не на равных. Он одевает на себя прокурорский мундир и изгоняет из отношений дух смирения и кротости. Аарон и Мариам упрекали Моисея за жену эфиоплянку. Они не могли удержаться от превозношения: «и сказали: одному ли Моисею говорил Господь? не говорил ли Он и нам? И услышал [сие] Господь» (Чис.12:2). Суд над зачинщицей осуждения был суров: Мариам покрылась проказой. Семь дней ожидал народ, пока Мариам очистится…
Иногда превозношение облекается в недоброе остроумие. От этого оно не становится святее. Здесь нельзя не согласиться с Л.Н. Толстым: «Остроумное осуждение — это дохлятина под соусом. Под соусом не заметишь, как наешься и всякой гадины».
А вот еще свирепые грехи, последующие под прикрытием осуждения — раздражение и гнев. Апостол повелевает святым, чтобы эти грехи не имели в них места (Еф. 4:31). Если осуждение так свирепо, какое право мы имеем его терпеть и не бороться с ним?
Не позволяйте осуждению запачкать ваше сердце!
4. Осуждение покушается на право Бога быть судьей.
«Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает; и будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим. 14, 4). Апостол Павел задает справедливый вопрос осуждающему: Кем ты себя представляешь несчастный? Разве ты Господь для павшего брата? Разве у тебя есть сила его поднять? Зачем же тогда судишь того, кто тебе не принадлежит и кому ты не помощник? Зачем пытаешься занять место Господа Бога и похитить Его право судить и миловать? Ты рискуешь своей головой! «Я Господь, это — Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам» (Ис.42:8).
Дайте Господу осуществлять свое правосудие — Он справиться с этим лучше вас! Еще не пришло время объективно судить дела людей и падших ангелов. Наше знание отрывочно, умственные способности ограничены. Только в небесах, где мы будем пребывать в новом, нетленном теле, откроются все тайны человеческих поступков. И только тогда просияют наши суждения божественной правдой. Не позволяйте осуждению сделать вас мятежником против Бога!
В заключении хочу сделать одну существенную оговорку: запрет не судить не обрекает нас на пассивное отношение ко злу и не отменяет церковную дисциплину. Разве Иоанн Креститель или Христос или апостол Павел не осуждали греховные поступки людей? Конечно осуждали! Разве они не отлучали от церкви? Несомненно, отлучали! Но, осуждая и отлучая, они выражали не свое отношение к поступку, а отношение Бога. Они проливали свет Божьего Слова на дела людей, и потому свершался не человеческий суд, а суд Божий. В одной верующей семье подросток кричал отцу: «Какое право ты имеешь меня наказывать»?» «Мне это повелел Бог!» — ответил отец. Он поставил сына не перед своей родительской властью, но перед Словом Бога. Он поступил подобно древним пророкам, провозглашавшим: «Так говорит Господь!»
Слово Христа «Не судите и и не будете осуждены» намекает на нашу виновность. Мы так же грешны, как и осуждаемые нами люди, только на другой манер. Нам так же придется предстать пред Судьей всех. Есть, правда, одно исключение: осуждающий только себя, не будет судим Богом. Ради такой перспективы стоит воздержаться от осуждения — выгода будет огромная!
Какие практические выводы мы обязаны сделать из прочитанного? Прежде всего, нам необходимо покаяться в грехе осуждения и умолять Бога обуздать наши уста, как это делал пророк Давид: «Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих; не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных вместе с людьми, делающими беззаконие, и да не вкушу я от сластей их» (Пс.140:3,4). Так же следует просить Бога наполнить нас духом любви, чтобы относиться к грешнику как к больному, а не как к преступнику: молиться о нем и отвечать добром на зло. И, наконец, принять за правило рассматривать поступки людей через призму Священного Писания. Поставьте грешника лицом к лицу с истиной и успокойтесь. Ваша миссия выполнена. А Бог знает, как и когда смирить ходящего гордо!
Взято с сайта http://ryagusov.ru/2957