Categories: Церковный блог Tags: Leave a comment

Готовность номер один

В годы атеистического гнета  проповедь о Втором пришествии Христа очень часто звучала с церковных кафедр России.  Немало людей  обратилось к Христу под влиянием  предупреждений: «Христос возьмет церковь, а вы останетесь на великую скорбь!» Верующие пересматривали свою жизнь и  освобождались от пороков. Любимыми песнями церкви были «Христос придет опять на землю», «Жду тебя, о Спаситель мой», «Скоро ли Спаситель увижу Тебя?», а любимой темой общений — признаки последнего времени.

457752_634163725207156234Хотя власти запрещали «стращать»  верующих скорым явлением Христа, проповедь о нем все же звучала, спасая, освящая, утешая людей. Служители той поры понимали и принимали ответственность готовить церковь к пришествию Господа, ибо твердо знали, что Он придет лишь за ожидающими Его!  О, если бы церковь наших дней с такой же серьезностью и трепетом относилась к этому вопросу, призывая верующих быть готовыми к нему!  В серии чудесных притч в евангелии от Луки 12:35-48 Христос показал четыре важных условия этой готовности.

1.    Угождайте Господу!

«Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас  отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им.  И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те» (Лук. 12:35-38)

Стремление угодить высокому начальству живет у нас в крови. К приезду высокого гостя чистят и мостят улицы, красят дома, спешно разбивают клумбы. Особо ретивые пытаются организовать толпу «счастливого народа» для приветствия высокопоставленной личности. Бывало, что красили пожухлую траву, дабы не огорчить «Очень Важную Персону» нерадостным пейзажем.

На востоке угождение господам так же стояло на высоте. Их чтили, им всегда кланялись, а иногда падали ниц. На господ работали день и ночь. Земля  не вынесла бы позора, если раб делается царем (Прит.30:21,22). И, напротив, «благоволение царя — к рабу разумному» (Прит.14:35).

Господин, о котором рассказал Христос, должен был возвратиться с брака к себе домой. Понятно, он ожидал от слуг верного исполнения долга во время отсутствия и достойного приема. В те времена не было ни телеграфной, ни мобильной связи и хозяин не мог оповестить слуг о сроках своего возвращения. Вот почему они должны были бодрствовать всегда. «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи». На востоке одевались в длинные одежды и только при работе их подпоясывали. Поскольку в 6 вечера становилось темно, то зажигали масляные светильники, чтобы при их свете делать какую-нибудь работу. Только такое состояние слуг позволило бы им, не мешкая, открыть ворота, осветить путь к дому  и позаботиться об ужине и отдыхе утомленного путешествием господина.

Было бы ужасным делом, если бы слуги крепко спали, и ему пришлось бы перелезать через забор, чтобы открыть себе ворота, а потом будить слуг. Им бы   крепко попало за нерадивость…

Готовность к встрече хозяина могла держаться на одном из двух факторов – сильном страхе или сильной любви. Какой из этих мотивов руководил слугами? Мотив любви! В притче показан  удивительно добрый господин, который совершает неслыханное дело – служит слугам. Такого господина можно любить и такому можно служить с полной отдачей.

Служение Христу также должно строиться на любви к Нему. К этому призывает наибольшая заповедь в законе – «люби Господа всем сердцем и всею душою». К этому призывает  Христос: «…кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» (Иоан.14:23). Суть христианской веры – не в исполнении обрядов, но в делах любви (Гал.5:6). Кто любит, тот будет бодрствовать и служить!

Служение Христу заключается в исполнении Его поручений. Кому-то поручено быть пастырем церкви, кому-то проповедником, кому-то благотворителем или душепопечителем. Кому-то дан дар учительства или евангелиста, кому-то дар молитвенника. Более того, и наша профессиональная деятельность должна быть служением Христу:   «… И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу. А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, [у Него] нет лицеприятия» (Кол.3:23-25).

Таким образом, мы не имеем права быть христианами по воскресеньям, а язычниками по будням. Не имеем права делить работу на мирскую и духовную.

Даже вкушение пищи — казалось бы, сугубо личное дело! — нужно свершать как служение — во славу Божью (1 Кор. 10:31).

При таком отношении Господь ни за что не останется в долгу. Он будет очень признателен слугам Своим за усердие, ибо знает, как непросто им, немощным созданиям, служить Ему среди искушений от мира, плоти и дьявола. Он отблагодарит их самым удивительным образом: « он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им». Подумайте: Сам Господь Бог послужит своим рабам! Аналогов этому ни человеческая, ни небесная история не знает! Ради этого стоит трудиться для Господа!

 2. Берегитесь оказаться духовно обкраденными! 

 «Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий». 

Знание приблизительного времени визита вора заставило бы хозяина бодрствовать, поскольку он не мог допустить потери своих сокровищ, скопленных годами трудов. Можно предположить, что хозяин тут же написал бы заявление в полицию или запасся надежной дубинкой. Но уж совершенно точно, он бы не сомкнул глаз от волнения, ибо решалась судьба его сбережений.

Христос заповедал Своим ученикам проявлять такое же бодрствование. Его явление  произойдет внезапно. Библия использует несколько метафор для передачи этой идеи: «…Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его» (Откр.16:15). «…Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно,  ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному» (Лук.21:34,35).  «…Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами [постигает] имеющую во чреве, и не избегнут» (1Фесс.5:3).

Внезапность пришествия — важный фактор нашей готовности. Знай христиане год пришествия Христа, они бы не стали бодрствовать. Все мы любим откладывать несрочные дела на потом. Грех лени и разгильдяйства быстро поразил бы основную часть верующих и благодаря этому сатана обокрал бы их дочиста.

Если люди так усердно заботятся о сбережении имущества, которое  наживали годами и подчас упорным трудом, что готовы бодрствовать всю ночь, тем более мы должны заботиться о нашей душе, для освящения которой уже приложили много стараний. У нас нет ничего более драгоценного, чем душа, поэтому не смыкайте глаз, охраняя ее от гибели.

Эта опасность реальна, о ней говорили апостолы. Иоанн предупреждал: «Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду» (2Иоан.1:8). Павел сообщал фессалоникийцам: «Посему и я, не терпя более, послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель и не сделался тщетным труд наш»

(1Фесс.3:5). Петр, на собственном опыте переживший попытку сатаны похитить его веру, увещевал: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет.5:8).

Вот что может украсть сатана у духовно спящих христиан:  чистоту души, общение с Богом,  дары и плод Святого Духа, награду, и даже небесное царство. Это очень тяжелые и трагичные потери! Лучше потерять все материальные сбережения, чем духовные сокровища!

Что же поможет нам бодрствовать?

Обращайте внимание на признаки пришествия Христа.  «…Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лук.21:28). Практически все предсказания  Христа исполнились: засилье лжеучений, военные конфликты, природные катаклизмы, всемирная проповедь евангелия, духовное оскудение церкви, гонения на детей Божьих. Все это позволяет утверждать, что мы живем в последние дни, а раз так, то должны считать каждый день последним.

Относитесь к себе как можно строже. Примером такого отношения могут служить резолюции 19 летнего Джонатана Эдвардса:

«Сознавая, что ничего не могу сделать без Божьей помощи, я смиренно прошу Господа, чтобы Он ниспослал мне благодать соблюсти эти резолюции в той мере, в какой это согласуется с Его волей, ради Христа. Не забывать перечитывать эти резолюции еженедельно.

  • Споткнувшись и отступив в чем-либо от этих резолюций, раскаиваться во всех проступках, какие удастся припомнить, сразу как только об этом подумаю.
  • Никогда не делать ничего, в душе или теле, малого или большого, кроме того, что ведет к славе Божьей;
  • Не терять ни единого момента жизни, но извлекать из всякого мгновения максимально возможную пользу
  • Не делать ничего, что побоялся бы сделать в последний час своей жизни.
  • Во всех отношениях, в словах и делах, всегда вести себя так, как если бы не было грешника худшего, чем я, и как если бы я совершил все те же грехи и был подвержен всем тем же слабостям, что и другие; пусть известие о чьих-то проступках вызывает у меня лишь стыд за самого себя и побуждает исповедовать мои собственные грехи и мою ничтожность перед Богом.
  • Всегда много размышлять о своей смерти и о сопутствующих этому обстоятельствах.
  •  Испытывая боль, помышлять о скорбях мученичества и о муках ада.
  • Если что-либо начинает тешить мою гордость или подогревать тщеславие, немедленно отбрасывать это прочь.
  •  Стараться находить тех, кто нуждается в милостыне и благотворительности.
  • Ничего не делать из мести.
  • Не испытывать ни капли гнева по отношению к неразумным созданиям.
  • Ни о ком не говорить плохо и не принижать ничью репутацию ни в малой степени, если только для этого нет по-настоящему веских причин.
  • Не делать ничего, что я побоялся бы сделать в последний час перед звуком последней трубы.
  • Соблюдать строжайшее воздержание в пище и питии.
  • Не делать ничего, что я осудил бы в другом или за что стал бы думать о нем хуже, чем прежде».

Ни при каких обстоятельствах не оставляйте молитвы. «…итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих [бедствий] и предстать пред Сына Человеческого» (Лук.21:36).

 3. Служите Божьему народу!

 «Тогда сказал Ему Петр: Господи! к нам ли притчу сию говоришь, или и ко всем? Господь же сказал: кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в свое время меру хлеба? Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так. Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его». 

Этот стих свидетели Иеговы несправедливо присвоили себе, называя руководителей сторожевой башни верным и благоразумным рабом, который питает всех духовной пищей. Это неверно по двум причинам: их руководители доказали свою лживость провалившимися предсказаниями о времени прихода Христа, а во-вторых, частой сменой своих убеждений. Так некогда они провозгласили ООН  «зверем багряным», а через некоторое время  получили в ней статус неправительственной организации.

На самом деле слово Христа обращено не к отдельной организации, но ко всем христианским служителям, которые призваны питать людей Словом Божьим и которые говорят от Бога, пред Богом, во Христе. Такие служители  отличаются надежностью и мудростью.

Надежность — это исправное и регулярное выполнение возложенных на нас обязанностей. Человек Божий не уклоняется от них. Даже умирая, он будет исполнять свой долг. Истинному служителю противопоставляется наемник, находящийся в постоянном поиске собственной выгоды. На него полагаться опасно. Мудрость — это способность принимать наилучшее решение из возможных.    Служители, наделенные этим качеством,  приносят неоценимую пользу другим, давая советы и остерегая от ошибочных решений.И здесь речь идет не только о профессиональных служителях. Любой христианин может и должен словом и делом помочь ближним узнать Христа, любой христианин может и должен быть милосердным самарянином для оказавшегося в нужде.

Я не хочу быть «всенародным»,-

Ученым и блатным угодным.

Я не желаю модным быть.

Я не хрипун, не бас, не дискант,

И не хочу на треках дисков

Входить в ваш повседневный быт.

Но если хоть один из смертных

В моих строках, от Неба светлых,

Почувствует порыв к Христу,

А не расхожее, земное,

И в высь потянется со мною, –

Признанье Бога обрету!

(Лев Болеславский)

Поэтому ободряйте, поддерживайте, утешайте, вразумляйте друг друга. Помогайте больным, многодетным, понесшим утрату. Не отказывайтесь ни от какого служения, которое предлагают вам в церкви, ибо занятость поможет вам достойно встретить Христа, бездействие же погрузит в глубокий сон и приведет к наказанию.

 4. Избегайте  самоугождения! 

 Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, — 46 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными. 47 Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.

Господь пророчествует о горе-служителях, которые причинят огромный вред людям. Они были всегда. Немало их и теперь.

Отступничество всегда начинается с сердца – именно там принимается решение  идти гибельным путем, именуемым самоугождением.  После этого испорченное сердце принимается выстраивать небиблейское богословие, оправдывающее грех. В притче оно выражено словами «не скоро придет господин мой».  Иначе  говоря, судный день не скоро и я могу пожить для себя, а на остатке дней успею послужить Господу Богу. Такого умонастроения держатся миллиарды людей, и неважно, каким способом они себя ублажают — культурным или постыдным. Ставящий на первое место свои потребности ставит Бога на второе и поклоняется себе вместо Творца.

От эгоистичного богословия до злой практики всего один шаг. И она заключается в немилосердном отношении к людям:  и начнет бить слуг и служанок. На практике это значит находиться в постоянных конфликтах с людьми, утверждать собственную, а не Божью правоту, не прощать виноватых, требовать от людей больше, чем они могут дать, унижать их морально и физически. Это поведение продиктовано гипертрофированной  потребностью обладать значимостью и влиянием, побыть маленьким  божком, ждущим преклонения.

Апостол Иоанн сталкивался с подобными людьми: «Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас. Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви (3 Иоан.1:9-11). Если человек непревзойденной святости оказался в опале у Диотрефа, то что сказать о нас? Нам не удастся прожить жизнь и не столкнуться с немилосердными людьми. Мы предупреждены о такой возможности, и вопрос времени, когда эта встреча состоится. Меня такие люди не обошли. Самое главное в этой ситуации — не оказаться в их числе.

Третья ступень схождения самоугождающих в ад — погружение в чувственные удовольствия: «есть и пить и напиваться». Таких людей на всех уровнях социальной лестницы показал Андрей Звягинцев в нашумевшем фильме «Левиафан». Их мы встречаем и в реальной жизни — на улицах, в коллективах и в церквах.  Нас не должно смущать  поведение таких «рабов». Христос предупреждал, что невод проповеди царства Божьего тянет рыб всякого рода – плохих и хороших, что рядом с  пшеницей вырастут плевелы, а где дети Божии, там находятся сыны лукавого. Будет много обманувшихся христиан и обманного христианства.  Однако в назначенный час Бог произведет  справедливый суд:  «рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными». Тогда наступит страшное прозрение надеявшихся на рай, но оказавшихся в аду!

Бог будет судить вольных и невольных последователей самоугождения в зависимости от того, насколько ревностно они предавали себя ложным доктринам и грехам: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который е знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут».

Будем помнить, что в грех самоугождения очень легко соскользнуть.  Где  пища, там и чревоугодие, где деньги — сребролюбие, где женщины  –   блуд, где оскорбление — месть, где интернет — порнография, где власть — диктаторство, где людские слабости —  превозношение и гнев. И так без числа. Нам не мешает вместе с мудрецом Львом Болеславским признаться:

Избавь меня от ненависти, Боже,

К воителям, правителям, ворам,

Чиновникам, лжецам, говорунам,

К тому, кто злобен, скареден, ничтожен.

А кто я сам?

Частицы их в себе я вижу то же.

Итак, пришествие Христа не за горами. Пусть каждый из нас достойно встретит Его!

 

Материал ryagusov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *